Игры и упражнения для развития речи детей 4-5 лет

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения: обогащается словарь ребенка, дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Игра «Я заметил»

Давай проверим, кто из нас самый внимательный, будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик, он синий. Я заметил кошку, она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.

Игра «Волшебные очки»

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.

Игра «Угощаю»

Давай вспомним вкусны слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Рифмы»

Вы, наверное, замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например: «дом – лом», «гора – нора», «мост – рост» и т.д.

Игра «Потому и почему»

Взрослый задает ребенку вопросы. Например, «Почему осенью много луж?» «Почему врач надевает маску?» и т.д. ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «…потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом «Почему?». 

Игра «Добавлялки»

Ребенок подбирает подходящие слова. Например, я знаю точно адрес наш, и свой подъезд и свой…(этаж)

Важно по морю плывет

Трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф,

Потому что сын… (жираф)

Игра «Так бывает или нет»

Ребенок должен заметить верное и неверное, потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» - доказать, что бывает и что не бывает. Например, летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

 

 

План работы консультационного центра

по взаимодействию МАДОУ и родительской общественности

в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Малыш»

на 2018-2019 учебный год. № п/п

Проводимые мероприятия

Форма работы

Сроки проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

1

Мониторинг семей, имеющих детей, не посещающих детский сад, с целью выявления педагогических проблем.

Объявление на сайте ДОУ и в газете

Сентябрь

Руководитель центра Ильницкая О.В.

Старший воспитатель ДОУ 

2

Утверждение годового плана работы консультационного пункта на 2018 – 2019 учебный год, график работы специалистов

Педагогический совет

Сентябрь

Заведующий ДОУ

3

Составление и распространение рекламных буклетов, о деятельности детского сада и консультационного центра

Сентябрь

Руководитель центра Ильницкая О.В.

Старший воспитатель ДОУ 

4

Индивидуальный прием специалистов

Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей), проведение реабилитационных мероприятий.

В течение года

Специалисты центра

5

«Пальчиковые игры – как средство развития речи детей»

Тематическая консультация

Октябрь

Учитель-логопед 

6

«Развитие у ребенка музыкального слуха»

Тематическая консультация

Ноябрь

Музыкальный руководитель

7

«Как научить ребенка держаться на воде?»

«Как подготовить младшего дошкольника к обучению к плаванию»

Тематическая консультация

Декабрь

Инструктор по физической культуре

8

«Развитие памяти у детей»

Тематическая консультация

Январь

Педагог-психолог

9

«Что и как читать детям?» 

Тематическая консультация

Февраль

Учитель-логопед 

10

«Психологические особенности детей раннего возраста»

Тематическая консультация

Март

Педагог-психолог

11

 «Развиваем фонематический слух»

Тематическая консультация

Апрель

Учитель-логопед 

12

«Адаптация ребенка к условиям в ДОУ»

«Роль двигательной активности в летний оздоровительный сезон»

Тематическая

консультация

Май

 

 

Май

Педагог-психолог

 

 

Инструктор по физической культуре

 

 

 

 

 

             

 

 

1. Общие положения.

1.1. Консультационный пункт по взаимодействию с родительской общественностью (далее Пункт) создается на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-детский сад № 54 «Малыш»

1.2. Настоящее Положение о консультационном пункте (далее Пункт) разработано в соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и локальными актами ДОУ.

1.3. Пункт может осуществлять взаимодействие с другими консультационными центрами, родительской общественностью и другими образовательными, медицинскими учреждениям и учреждениями культуры с целью привлечения кадрового потенциала данных организаций к работе в Пункте.

1.4. Целью создания Пункта является обеспечение доступности дошкольного образования, повышение  педагогической компетентности родителей (законных представителей) , воспитывающих детей младенческого, раннего  и дошкольного возраста в том числе  с ограниченными  возможностями  здоровья.

1.5. Задачи  пункта:

­         Оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, для обеспечения равных стартовых возможностей для поступления в общеобразовательные учреждения;

­         Оказание индивидуальной консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

­         Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

­         Своевременные диагностические проблемы в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррекционной логопедической, психологической и педагогической помощи;

­         Разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детьми возможностей методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационный помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье.

1.6. Предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи осуществляется на бесплатной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Информация о предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи размещается на официальном сайте ДОУ. 

2. Основные функции Пункта.

2.1. В рамках задач по содействию в создании и функционировании на базе ДОУ консультационного  пункта по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям Пункт осуществляет следующие функции:

­         Информационная работа по популяризации вариантных форм получения дошкольного образования в городе.

­         Разработка методического обеспечения по созданию и функционированию на базе ДОУ консультационного  пункта  по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения.

2.2. Консультирование родителей о возможностях получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи по воспитанию детей дошкольного возраста. 

3. Основные участники взаимодействия Пункта.

Основным участниками взаимодействия Пункта являются:

­         Специалисты Пункта;

­         Родители (законные представители).

4. Организация деятельности Пункта.

4.1. Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:

     Обучение – информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью обеспечения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье.

      Консультирование – информирование родителей о физических и психологических особенностей развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолений кризисных ситуаций.

4.2. Консультации, тренинги, беседы, теоретические и практические семинары, лектории проводятся согласно графику, утвержденному руководителем консультационного центра по взаимодействию ДОУ и родительской общественности.

4.3. Учет обращений родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, за получением методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи ведется в журнале учета обращений.

4.4. Основанием для предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи являются личные заявления родителей (законных представителей) в электронной или письменной форме, которые регистрируются в установленном порядке в день поступления специалистом Пункта.

4.5. Предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи осуществляется в соответствии с индивидуальными графиками проведения мероприятий с детьми и их родителями (законными представителями) и фиксируется в журнале учета.

4.6. Формы предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи определяется ДОУ. 

5. Условия создания и функционирования Пункта.

5.1. Пункт возглавляет руководитель ДОУ.

5.2. Деятельность Пункта осуществляется в помещениях ДОУ, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям и пожарной безопасности.

5.3. Услуги, предоставляемые Пункта, оказывается на бесплатной основе.

5.4. Финансирование деятельности осуществляется за счет средств ДОУ, на базе которого функционирует Пункт.

5.5. Режим работы Пункт согласно утвержденному руководителем графику работы. 

6. Перечень нормативной и правовой документации Пункта.

Основной документацией, регламентирующей деятельность Пункта является:

1)    Приказ о создании Консультационного пункта на базе МАДОУ «ЦРР- детский сад № 54 «Малыш»

2)    Положение о Консультационном пункте по взаимодействию ДОУ и родителей общественности.

3)    План работы Консультационного пункта.  

7. Организационно-функциональная структура Пункта.

Организация предоставления консультационной помощи по вопросам взаимодействия ДОУ и родителей общественности в Пункте строится на основе интеграции деятельности различных специалистов образовательной организации. 

8. Права, обязанности и ответственность Пункта.

8.1. Пункт в целях осуществления деятельности имеет право:

­         Самостоятельно принимать решения при выборе способов выполнения  поставленных задач;

­         Организовать с гражданами и организациями по вопросам деятельности Пункта;

­         В установленном порядке привлекать работников ДОУ, а также специалистов иных организаций к выполнению отдельных работ Пункта;

­         Использовать в своей работе технические средства и помещения ДОУ;

8.2. Пункт обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом и локальными актами ДОУ.

8.3. Текущий контроль за соблюдением и исполнением настоящего Положения осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.

8.3.1. Внутренний контроль осуществляется руководителем Пункта в виде оперативного контроля и итогового контроля (отчет по итогам года).

8.3.2. Внешний контроль может осуществляться в форме проведения мониторинга основных показателей работы Пункта по взаимодействию ДОУ и родительской общественности.

8.4. Ответственность за работу консультационного пункта несет руководитель ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Детская ложь»

консультация для родителей 

Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи?

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения нежелаемых последствий.

В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок-дошкольник часто склонен изображать события не такими каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства.

Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком- лжи.

Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.

Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.

Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях с друг другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна.

Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.

Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.

Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!

Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.

Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых.

Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».

И так, подведём итоги: каковы мотивы лжи?

1.Прихвастнуть, чтобы, быть интереснее как собеседник.

2.Стремление оградить свою личную жизнь от повышенного контроля родителей, чужого вмешательства (особенно в подростковом возрасте).

3.Стремление бросить вызов власти взрослым- родителям, педагогам. Доказать своё превосходство перед ними (когда взрослый не может уличить ребёнка, но догадывается).

4.Ложь - как необходимость не подвести товарища.

5.«Ложь во спасение».

6.Ложь - чтобы избежать наказание.

Каковы истоки лжи:

·  чаще лгут дети из неблагополучных семей;

·  социальная неприспособленность (низкий статус, неумение общаться, неумение завоевать авторитет). Здесь ложь как следствие.

·  в семье где лгут родители ( даже по мелкому поводу).

·  из-за недостатка родительского внимания (чтобы привлечь его);

·  часто дети лжецы имеют друзей-лгунов.

Когда дети лгут или крадут - не значит что в будущем они обязательно станут преступниками. Но это не может не насторожить взрослых. Главное не поймать ребёнка на лжи , а разобраться в мотивах такого поведения. Опасность лжи заключается в том, что однажды успешно солгав, ребёнок приучается извлекать изо лжи выгоду, и таким образом, лживость становится привычной формой поведения.

Борьбу с детской ложью не следует вести путём строгих наказаний. Это приведёт к тому, что ребёнок научиться лгать более изощрённо.

Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы,

·  проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых безболезненно и тактично повлиять на неё.

Рекомендации родителям по данной проблеме:

-Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжет.

-Объясните  детям вред лжи.

Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжет. И тогда ложь может быть незамеченной.

-Чувство вины возникает, когда лжешь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.

-Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны. Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.

Как предотвратить детскую ложь?

1.Помогите детям поверить, что на ошибках учатся, чтобы они не испытывали необходимости скрывать свои ошибки.

2.Покажите на своём примере, что нужно говорить правду. Расскажите детям о тех временах, когда вам трудно было говорить правду, и вы решили, что гораздо важнее сохранить самоуважение. Не читайте долгую лекцию, а просто честно делитесь своим опытом.

3.Дайте понять детям, что они любимы вами без всяких усилий. Помните, что дети могут просто лгать, чтобы не разочаровывать родителей.

4.Оцените их по достоинству: «Спасибо, что ты сказал мне правду. Я знаю, что было трудно. Я восхищаюсь тем, что ты готов встретить последствия своей ошибки. Я знаю, что ты справишься с ними, и это послужит тебе опытом.

5.Прекратите тотально контролировать детей, заставляя тем самым лгать, чтобы угодить вам.

6.Многие дети лгут, чтобы защитить себя от осуждения и критики окружающих. Они хотят верить, что они хорошие.

7. Сосредоточьтесь на установлении общности и доверия в отношениях со своим ребёнком. Это обычно самый быстрый путь исправления поведения, который вы находите предосудительным.

Педагог-психолог

Сутормина М. А.