Печать
Категория: Воспитатели

Формирования коммуникативных способностей детей с ОВЗ.

Одним из условий формирования коммуникативных способностей детей с ОВЗ являются организация речевого пространства, взаимодействия взрослых и детей, дошкольников друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Общение воспитателя с детьми ОВЗ строиться с учетом потребности ребенка. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Благоприятное общение  воспитателя с детьми только, тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в этом вопросе являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность, не смотря на свои особенные индивидуальные возможности.

Работая с детьми ОВЗ важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребенка. А. Н. Леонтьев причислял воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка, обращал внимание на то, как своеобразно отношение детей к воспитателю, как необходимо им его внимание и как часто они прибегают к его посредничеству в своих отношениях друг с другом. При доверительных отношениях с воспитателем дети даже чаще, чем родителям, рассказывают ему о своих переживаниях.

Воспитатель создает условия для общения с детьми по любому удобному поводу, в разных режимных и обучающих моментах. Общение проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то, хотя многие дети с ОВЗ имеют затруднение в речевом развитии. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.

С его помощью специально созданной развивающей обстановке можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи и тактильным ощущениям. В индивидуальном общении внимание ребенка сосредоточенно на некоторых нюансах речи. Воспитатель изучает все стороны детской речи, выявляет ее недостатки, определяет, в чем следует дифференцировать ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Самое лучшее время для коллективного общения – прогулка, для индивидуальных, подгрупповых, больше подходят вечерние и утренние часы, диалог должен быть полезным, интересным и доступным.

Педагогам необходимо планировать с детьми ОВЗ преднамеренные и непреднамеренные беседы, они планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных моментов.

Воспитатель использует все моменты жизни дошкольного учреждения, беседы после выходного дня, (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?), НОД, творческое пространство, физические досуги.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский). 

Просмотров: 371