Печать
Категория: Воспитатели

Подготовила воспитатель высшей категории:

Рябова Леся Михайловна

Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

 Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоции, готовят почву для его успешного обучения его к школе, для творческой трудовой деятельности. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формулированию мысли рождаются в диалоге – наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей. Детей следует учить диалогу. В результате бытовой ситуативный разговор постепенно перерастет в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.  

 Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г.М. Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг исключительно вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. В их рассуждениях причудливо уживаются несовместимые сущности. Воспитателям необходимо серьезно и уважительно относится к любым высказываниям детей. Малыши очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее.

Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения этических норм и правил поведения. Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение слов. Воспитатели должны употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: «Ой, забыла, как я про котика только что сказала! Какой он? Спасибо, Дима. Да, я сказала: «Маленький. Лохматенький, но не котик, а…..? (котишка)». Дети всегда с радостью помогают «забывчивому» взрослому.

 

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Максим! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал» и т.п. При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я все правильно сказал? Красиво получилось?». Малыши начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.     

 

Просмотров: 212