«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст (0 -3 лет)- очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллект и речевого развития. Причем эти слова должны исходить от тех, кто заботиться о нем.

В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

    У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.

    К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

    Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

    Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

    Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

    У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

    В речи появляются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывание.

    Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттеком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелее протекание беременности.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

    Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

    Применять прием показа с называнием в предметных ситуациях.

    Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

    Использовать прием дополнения детского высказывания.

    Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.

    Петь песенки.

    Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

Не следует в разговоре с детьми, особенно,  после 1г.6 мес. пользоваться словами с искаженным звучанием или несовершенными «детскими».

 

Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.