Работа педагога-психолога с родителями в ДОУ
Психолог в детском саду — это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку.
В системе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей зачастую наблюдается ряд проблем, снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:
- невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства,
- недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства,
- низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество,
- потребительский взгляд родителей на ДОУ.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса. Для повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Правильное организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
В нашем ДОУ, наряду с воспитателями и другими специалистами, педагог- психолог стремится к использованию эффективных и инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников с целью установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство.
Нетрадиционные родительские встречи с педагогом-психологом всегда интересны, увлекательны и находят позитивный отклик у родителей.
Семинар-практикум привлекает тем, что это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. Она эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс ее «добывания».
Тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, родителями и детьми, так и между родителями и психологом.
Практикум - это специально подобранный комплекс практических упражнений, выполнение которых, а также обсуждение удач и возникающих при этом затруднений, приводит к формированию у родителей необходимых умений и навыков.
Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.
Можно отметить, что формы и методы педагога - психолога во взаимодействии с родителями разнообразны, однако несомненно, что в детском учреждении он прежде всего представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремиться добиться максимального сотрудничества с родителями на пользу ребенку.
Материал подготовила:
педагог-психолог
Володина Т.Б.