Формирование правильной осанки.

Осанка – привычная поза естественно, непринужденного стоящего человека. При хорошей осанке он подтянут, голова и туловище отведены назад, развернуты, ноне приподняты, живот подобран. Ноги в коленных  и тазобедренных суставах выпрямлены, расставлены на ширину плеч, обеспечивая одинаковую нагрузку на обе ноги. Руки спокойно опущены вдоль туловища. Такая осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.

При неправильной осанке спина сутулая, плечи сведены вперед, живот выпячен, голова опущена. При таком положении особенно страдают органы дыхания: сдавливая верхушки легких, уменьшается их вентиляция.

 Более выраженное искривление осанки – боковое искривления позвоночника (сколиоз) – вызывает  изменение позвоночных изгибов, асимметрию плечевого пояса, перекос таза, укорочение одной ноги и удлинение другой. Деформация скелета сказывается деятельности сердца, легких, спинного мозга, внутренних органов.

Осанку во многом определяют изгибы позвоночника. Они образуют как бы спираль, равномерную волнообразность спины, стимулирует правильное положение трахеи и бронхов, пищевода, сердца, легких, брюшной аорты, спинного мозга.

Нарушение осанки возникает у малоподвижных, неловких, избегающих коллективных игр с активными движениями. У дошкольников нередко отмечаются следующие отклонения: во-первых, неустойчивая, вялая осанка, при которой голова опущена, плечи сведены, лопатки отстают, ноги полусогнуты в коленях; во-вторых сутуловатость характеризующая выдвинутой вперед головой, сильно сведенными плечами, выпяченным животом.

Работу по формированию правильной осанке следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми у которых замечены какие-либо отклонения. В каждом детском саду созданы все условия для проведения профилактических мероприятий. Систематические физические упражнения в виде утренней гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры. Значительная роль принадлежит строго соблюдаемому режиму дня, размеру мебели, позе детей во время занятий и игр.

Рациональная поза обеспечивает устойчивую работоспособность. Следует быть внимательным к позам во всех видах их жизнедеятельности, воспитывая прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях, и в самостоятельных играх.

Поза за столом.       При рисовании, рассматривании иллюстраций, при занятиях должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности. Плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола равно 35см. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Стопы стоят на полу, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол.

 Поза во время сна.    Лучше всего, спать на спине, на небольшой подушке. Сон на боку, особенно «калачиком» смещает лопатки, вдавливает верхние ребра в грудной полости, искривляет позвоночник.

Поза при стоянии.     Стоять надо с равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и тем самым поддерживать равновесие тела. Особенно участие принимают мышцы плечевого пояса, спины, шеи, таза, бедер. Движения всех этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

Поза при ходьбе.     Плечи следует держать на одном уровне, грудную клетку расправить, лопатки чуть-чуть отвести назад, живот подтянуть, смотреть прямо, не опуская голову.

Поза при лазанье.    По вертикальной лестнице, спина прямая, руки согнуты в локтях, голова поднята, взгляд следит за перемещением рук.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в детском саду являются физические упражнения. Особого внимания заслуживают упражнения, при выполнении которых активно работают мышцы- разгибатели спины, мышцы живота, и плечевого пояса, позвоночник вытягивается, плечи отводятся назад. Особая роль отводится упражнениям из исходного положения лежа и сидя.

Инструктор по физической культуре:

Домкина Ольга Алексеевна